Статьи | ЛЕЖАЧИМ.РФ

Перевозка лежачих больных: обзор вариантов и особенностей

Варианты перевозки

Государственные службы (бесплатные по ОМС)

Скорая медицинская помощь 103/112. В экстренной ситуации вызывают городскую скорую помощь – это бесплатная услуга, покрываемая ОМС. Бригада скорой приедет при угрозе жизни (экстренный вызов) либо при неотложном состоянии в разумные сроки. Скорая оказывает помощь на месте и при необходимости доставляет пациента в больницу. Однако использовать государственную скорую для плановых целей нельзя – если попытаться вызвать 103 просто чтобы отвезти лежачего пациента, например, на МРТ, будет отказ. Задача городской скорой – именно экстренная помощь и госпитализация, а не перевозки по бытовым нуждам. Даже когда скорая бесплатно доставляет больного в стационар, вопрос обратной дороги (домой) обычно ложится на родственников.

Транспорт при медучреждениях. В редких случаях больница может помочь с транспортом пациента. Согласно программе госгарантий, стационар имеет право использовать собственный санитарный транспорт или вызвать скорую для перевозки выписанного больного. На практике это происходит нечасто. Некоторые больницы (особенно профильные центры, хосписы) могут выделить машину, но это скорее исключение, зависящее от внутренних ресурсов учреждения. В целом же плановая перевозка не входит в обязательный медстраховку (ОМС) и не предоставляется бесплатно, поэтому государственные службы почти не помогают с доставкой лежачих пациентов вне экстренных случаев.

Социальные службы. Для инвалидов и маломобильных граждан существуют программы социальной помощи с транспортом. В Москве и регионах работают службы «социального такси», куда можно подать заявку через центр соцобслуживания (КЦСОН). Социальное такси предназначено для запланированных поездок в пределах города/области – туда, куда скорая не повезёт (например, в хоспис, санаторий, МФЦ, к нотариусу). Услуга не бесплатна, но тарификуется по льготным расценкам и обычно дешевле обычного такси. Доступна она только людям с официально оформленной инвалидностью, причём оформить право на соцтакси нужно заранее, предоставив паспорт, справку об инвалидности и др. документы. Также имеются ограничения: стандартно соцтакси дают не чаще 1 раза в 3 месяца (для инвалидов-колясочников, незрячих с собаками-поводырями и ветеранов ВОВ ограничений нет). Важно отметить, что социальное такси обычно рассчитано на сидячих пассажиров (легковая машина или микроавтобус с подъёмником для инвалидной коляски). Полностью лежачих больных соцтакси, как правило, не перевозят, только если человек способен сидеть (например, в кресле). Тем не менее для многих маломобильных пациентов эта льготная услуга позволяет добраться до поликлиники или учреждения с минимальными затратами.

Специализированная санитарная авиация. В рамках системы здравоохранения развивается также санитарная авиация – перевозка тяжёлых пациентов на вертолётах или самолетах при угрожающих жизни ситуациях. Если состояние пациента требует срочной эвакуации в крупный центр (например, из отдалённого района), лечащий врач может запросить борт санавиации. При наличии показаний такая перевозка выполняется бесплатно для пациента, за счёт госпрограммы. Вызвать санитарный вертолёт можно через единый номер 112 – далее задействуются ресурсы Национальной службы санитарной авиации. Однако критерии отбора строгие: диагноз и состояние должны соответствовать требованиям для перелёта. Санавиация применяется в экстренных случаях, чтобы доставить больного в профильную больницу (например, при травмах, инсультах в сельской местности). Для плановых или международных целей государственная санавиация, как правило, недоступна – тут прибегают к коммерческим услугам.

Частные компании (платные медперевозки)

Коммерческие службы перевозки. Когда бесплатных государственных вариантов нет или они исчерпаны, привлекают платные организации. Существуют частные компании, предоставляющие медицинский транспорт для лежачих больных по городу, области, по всей России и даже за рубеж. Это может быть как коммерческая скорая помощь (частная клиника с реанимобилем и врачами), так и специализированное медицинское такси для больных (санитарный микроавтобус с носилками и санитарами). В обоих случаях услуга платная, но обеспечивает перевозку «от кровати до кровати» с необходимой поддержкой. Частные бригады заберут пациента из дома или стационара в любое время и отвезут в нужный пункт (больницу, реабилитационный центр, аэропорт и т.д.), оказав по пути медицинскую помощь при необходимости.

Оснащение и персонал. Качество экипировки у платных служб может различаться. Коммерческие реанимобили обычно укомплектованы не хуже государственной скорой: в наличии носилки, кислород, монитор, дефибриллятор и др. оборудование. Некоторые фирмы используют переоборудованные машины скорой помощи – медицинское оснащение в них частично сохранено, есть каталка, но полный реанимационный набор может отсутствовать. Персонал – от санитаров-носильщиков и фельдшеров до врачей анестезиологов, в зависимости от выбранной услуги. Например, коммерческая скорая подразумевает полноценную врачебную бригаду (обычно 2–3 человека), тогда как медтакси может включать только водителя-санитара и фельдшера. Выбор бригады зависит от состояния больного и бюджета клиента.

Выбор компании. При обращении в частную службу важно убедиться в её надежности. Рекомендуется проверять наличие медицинской лицензии у компании и квалификации у персонала. Солидные организации заключают официальный договор, в котором прописаны все условия перевозки, и несут ответственность за пациента в пути. Следует остерегаться случайных посредников. Хорошей практикой будет лично посетить офис компании или ознакомиться с отзывами, чтобы убедиться в материально-техническом оснащении и компетенциях. В Москве действует множество лицензированных служб платной скорой и санитарной авиации, которые работают круглосуточно. Их контактные номера обычно начинаются на 8-800 (бесплатно по РФ) или городские 495. Согласование перевозки занимает от нескольких минут (при срочном вызове) до пары дней (если требуется сложная международная эвакуация).

Бесплатная и льготная перевозка

Бесплатно (при определённых условиях). Безвозмездно лежачего больного можно перевозить лишь в рамках госмедицины при неотложных показаниях. Экстренный вызов скорой помощи бесплатен для всех граждан. Также бесплатно может сработать санитарная авиация, если состояние угрожающее и врачи официально направляют пациента в другой регион. Отдельные государственные медучреждения иногда идут навстречу и предоставляют транспорт на дом после лечения – это скорее удача, чем гарантированное право. Тем не менее, в некоторых случаях родственники сумели добиться от больницы бесплатной машины для выписки. Кроме того, существуют благотворительные и волонтёрские организации: например, фонды паллиативной помощи. Они могут помочь с перевозкой тяжелобольных (чаще всего детей) за счёт пожертвований. Такие услуги точечны и по запросу, но для нуждающихся – бесплатны.

Льготно (со скидкой или частично бесплатно). Для инвалидов и ветеранов предусмотрен ряд льгот на транспорт. Социальное такси, как упомянуто выше, работает по сниженным тарифам для людей с ограниченными возможностями. В некоторых регионах проезд на соцтакси полностью оплачивается государством для отдельных категорий. Например, в центрах соцобслуживания часть услуг для ветеранов Великой Отечественной войны и граждан с доходом ниже 1,5 прожиточного минимума предоставляется бесплатно. Это может включать и транспортировку на лечение, если она организуется через органы соцзащиты. Также во многих городах инвалидам I группы компенсируют затраты на поездки в медицинские учреждения (либо выделяют спецтранспорт). Таким образом, следует уточнить в местной соцзащите о возможных льготах: при определённом статусе больного его перевозка может обойтись дешевле или вовсе не потребовать оплаты.

Виды перевозок

Плановая транспортировка (неэкстренная)

Плановая перевозка – это заранее организованная транспортировка лежачего пациента, когда нет неотложной угрозы жизни. Цели могут быть разные: выписать больного из стационара и отвезти домой, доставить на плановое обследование или процедуру (МРТ, диализ и т.д.), перевезти в санаторий или реабилитационный центр, переместить из одной больницы в другую для дальнейшего лечения, отправить на длительное расстояние (в другой город или страну) по медицинским показаниям. В некоторых случаях плановая доставка требуется и в бытовых ситуациях – например, свозить лежачего пожилого человека на дачу или к нотариусу, если те не могут приехать сами.

Организацией плановой транспортировки занимаются либо сами родственники (через социальные службы или заказ платного медтакси), либо врачи, если перевод между учреждениями необходим по медпоказаниям. В любом случае, такую перевозку лучше готовить заранее: выбрать дату и время, подобрать подходящий транспорт, собрать справки. Если используется частная компания, подается заявка и заключается договор; в оговоренный день бригада приедет и аккуратно перевезёт пациента «от кровати до кровати». В дороге обычно присутствует хотя бы средний медработник для контроля состояния. При плановой перевозке важно иметь при себе медицинские документы (выписку, результаты анализов и пр.), чтобы бригада знала о состоянии пациента. Многие частные службы предлагают услугу ожидания и обратной доставки: например, отвезти больного на процедуру, подождать час и вернуть обратно. Это удобно для разовых поездок в поликлинику. Также при плановом переезде можно воспользоваться социальным такси (для инвалидов) – но заявку туда нужно подавать за 2–3 дня, и пациент должен переносить сидячее положение.

В целом, плановые перевозки – это контролируемый процесс, который можно подстроить под расписание пациента. Их отличает возможность выбора оптимального средства транспорта и подготовки больного к дороге (например, заранее дать нужные лекарства, обезболить, упаковать вещи). Главное – учесть все потребности больного и обеспечить безопасные условия в пути (о них см. ниже в разделе «Особенности перевозки»). Если планируется поездка за пределы своего региона или страны, то требуется ещё больше времени на организацию (оформление документов, поиск бригады в месте прибытия и т.д.).

Экстренная транспортировка (неотложная, эвакуация)

Экстренная перевозка – это срочная доставка пациента при внезапном тяжелом состоянии, травме или резком ухудшении, когда счёт идёт на минуты или часы. В таких случаях задействуют службы скорой помощи и, при необходимости, санитарной авиации. Как правило, экстренная транспортировка = госпитализация: больного как можно быстрее доставляют в ближайшее отделение скорой помощи (приёмный покой больницы). Алгоритм следующий: звонок на 103 (или 112), бригада скорой приезжает (по нормативам в течение ~20 минут при угрозе жизни), проводит неотложные мероприятия и перевозит человека в профильный стационар. Если состояние не критическое, но требует врачебного вмешательства в тот же день (неотложный вызов), скорая может приехать в течение двух часов. В любом случае, экстренная перевозка безвозмездна для пациента и осуществляется государственными силами по линии ОМС.

Отдельная ситуация – медицинская эвакуация. Это термин, применяемый когда нужно вывести (эвакуировать) больного из одного места в другое в чрезвычайных обстоятельствах. Например, срочно перевезти пострадавшего с места ДТП или из зоны бедствия, либо доставить тяжёлого пациента из райбольницы в областной центр. В рамках России такие эвакуации выполняются либо реанимобилем (если позволяет расстояние), либо вертолётом/самолетом МЧС при особо тяжёлых случаях. Как отмечалось, санитарная авиация может подключаться при строгих показаниях – её запрашивает лечащий врач, и услуги оплачивает бюджет. Эвакуация за границу (например, туриста, заболевшего за рубежом) обычно происходит по линии страховой компании или частных медслужб, поскольку государство напрямую не перевозит граждан из других стран, кроме как в исключительных сценариях. Если у пациента есть полис путешественника с покрытием медэвакуации, ассистанс организует самолёт или место в спецборте. В противном случае родственникам приходится нанимать частную авиамедицинскую бригаду для международной эвакуации (см. раздел про перевозки за границу).

Разница плановой и экстренной перевозки. При экстренной – всё происходит внезапно, главная цель спасти жизнь, и маршрут всегда в больницу (не туда, куда хочет семья, а куда определит врач). При плановой – есть возможность выбора места назначения и времени, но нужно самостоятельно решать организационные вопросы и финансирование. Экстренную выполняют государственные службы (с возможным привлечением сил МЧС), а плановую – либо социальные, либо частные структуры. Если состояние пациента позволяет не вызывать неотложку, лучше по возможности организовать плановую поездку – так она пройдёт более комфортно и с необходимыми приготовлениями.

Средние цены на перевозку (февраль 2025)

Стоимость платной транспортировки лежачих больных зависит от региона, расстояния и требуемого уровня медпомощи. Ниже приведены ориентировочные расценки по состоянию на начало 2025 года (в рублях):

Москва (в пределах города)

Минимальная цена за госпитализацию по Москве ~5 000 руб.

Полноценная частная скорая с врачебной бригадой обойдётся около 8 000 – 13 000 тыс. руб в черте города.

Московская область (ближний пригород)

За выезд за МКАД компании берут доплату по километражу.

Например, до 10 км от Москвы ~9 800 руб (линейная бригада) или ~14 800 руб (реанимационная).

До 30 км – порядка 12 800 руб (базовый) или ~18 800 руб (реанимационный).

Другие города России (междугородняя)

Расценки сильно зависят от расстояния.

Пример: ~42 000 руб за перевозку ~150 км

Около 88–98 тыс. руб – за 400–500 км пути.

Обычно стоимость межгорода считают по тарифу за км + оплата обратного холостого пробега.

При дистанциях >500 км часто целесообразна авиаперевозка, и цена оговаривается отдельно

Международная (за границу)

Международная транспортировка требует индивидуального расчёта.

Автомобилем можно везти до ~2000 км, далее практически всегда необходим самолёт.

Стоимость авиаперевозки зависит от расстояния и типа судна: например, сопровождение пациента на коммерческом рейсе в Европу стоит от ~300 000 руб (без учёта билетов).

Полёт частным санитарным самолётом ещё дороже – легко превышает 20–30 тыс. € (экв. ~2–3 млн руб) в зависимости от направления.

Примечание: приведённые суммы – порядок цен для понимания. Точные расценки отличаются у разных компаний. Например, в регионах услуги чуть дешевле (в Омске перевозка лежачего в 2024 году стоила ~3–7 тыс. руб). В Москве тарифы выше среднего, а международные эвакуации рассчитываются индивидуально.

От чего зависит цена:

  • Расстояние перевозки. Это ключевой фактор: чем больше километров нужно проехать (или пролететь), тем выше итоговая сумма. По наземным перевозкам обычно включён определённый километраж в базовую цену по городу, а за выезд за пределы – доплата за каждый км. У авиационных рейсов стоимость прямо пропорциональна дальности и времени полёта (например, аренда санитарного самолёта ~3000–5000 € в час).
  • Тип медицинской бригады. Перевозка только силами санитаров/фельдшеров обойдётся дешевле, чем с привлечением врача-реаниматолога. Например, по Москве базовая бригада (линейная) ~8 000 руб, а реанимационная ~13 000 руб за ту же услугу. В регионах частная скорая с врачом ~9000 руб за вызов. Каждая дополнительная медсестра или врач увеличивают стоимость, но и уровень безопасности для пациента выше.
  • Оснащение и оборудование. Если больному требуется особый инвентарь, это влияет на цену. Так, использование инкубатора для новорождённого прибавит ~25 000 руб, применение специальных демпферных носилок (например, при травме позвоночника) увеличивает цену примерно на 30%, а подключение пациента к аппарату ИВЛ – ещё дороже (например, +65 000 руб к тарифу). В авиаперевозках наличие сложного оборудования (мониторы, кислород и пр.) и медмодуля тоже закладывается в смету.
  • Трудоёмкость переноски пациента. Многие компании берут отдельную плату за подъем/спуск больного по лестнице, если нет лифта. Обычно тариф считают за этаж. Пример: +870 руб за этаж подъёма на носилках (данные по одному из регионов). Если же в здании есть грузовой лифт, могут считать как 2 этажа фиксировано (за перенос до лифта и из лифта). Также, если требуются специальные носилки или бригада из нескольких носильщиков (при очень тяжелом весе пациента, например), это может оплачиваться отдельно.
  • Время ожидания и возврат. Нередко заказ включает время простоя бригады, если она дожидается пациента (например, пока тот проходит процедуру) – это оплачивается почасово. Типичный тариф ожидания: ~3000 руб/час для линейной бригады, ~6000 руб/час для реанимационной. При междугородних поездках, если машина и бригада остаются на месте и затем везут пациента обратно, ожидание тоже тарифицируется.
  • Дополнительные услуги. К специальным услугам относятся, например, оформление документов, консультации врачей, страховка на время перевозки и т.п. В солидных фирмах логистические и организационные вопросы (координация с клиниками, оформление разрешений) выполняются бесплатно или включены в базовый тариф. Но, к примеру, если нужен медицинский сопровождатель на коммерческом авирейсе, его работа оценивается отдельно (в приведённом примере международной эвакуации – от 300 тыс. руб).

Следует учитывать, что цены постоянно меняются (топливо, инфляция и прочее). На февраль 2025 года приведённые диапазоны актуальны, но перед конкретной перевозкой лучше запросить свежий расчет в выбранной компании. Многие фирмы предлагают бесплатный просчёт стоимости – диспетчер по телефону или на сайте рассчитает точную сумму под вашу задачу.

Особенности перевозки

Требования к санитарному транспорту

Специализированный автомобиль. Для перевозки лежачего больного нужен специальный транспорт, приспособленный для размещения пациента лёжа. Как минимум, машина должна быть оборудована раскладными носилками (каталкой), которые фиксируются внутри салона. Чаще всего используются санитарные автомобили (реанимобили или микроавтобусы) с высокой крышей, чтобы помещалась каталка, и мягкой подвеской для плавности хода. Требования к таким автомобилям схожи с требованиями к машинам скорой помощи: прочное крепление носилок, наличия систем жизнеобеспечения (отопление/кондиционер, вентиляция), возможность подключения медоборудования в пути (розетки, инверторы). Салон должен позволять медперсоналу находиться рядом с пациентом и оказывать помощь.

Медицинское оснащение. В санитарном транспорте для тяжелобольных желательно наличие базового реанимационного комплекта. Как минимум это: кислородный баллон, аппарат ИВЛ (при необходимости), монитор для контроля давления и пульса, отсос, набор медикаментов первой помощи, дефибриллятор, шины и мягкие носилки. К примеру, машины профессиональных служб оснащаются ЭКГ, кислородом, дефибриллятором и демпферными носилками с амортизацией. Всё это позволяет безопасно перевозить даже тяжёлых больных. Если требуется, транспорт оснастят специальным оборудованием под конкретного пациента – будь то инкубатор для младенца, помпа для питания или мобильный кислородный концентратор. Важна и комфортность: в салоне должно быть достаточно места для сопровождающих и вещей больного, желательно наличие отопления зимой и кондиционера летом. Многие современные медавтомобили (например, на базе Volkswagen Crafter, Ford Transit) адаптированы именно для таких целей.

Лицензии и разрешения. Любой автомобиль, используемый для перевозки больных, должен соответствовать санитарным нормам и принадлежать организации, имеющей лицензию на меддеятельность. Это гарантия того, что транспорт отвечает стандартам и регулярно проходит санобработку. Специализированные компании обычно предоставляют копии лицензий и сертификатов по первому требованию. Для международных поездок транспорт (в том числе самолет) должен иметь разрешения для пересечения границ и медицинскую страховку (например, «зелёную карту» для автомобиля за рубежом). В случае перелёта на реанимационном самолёте этим занимаются авиационные власти – у частных санавиационных компаний есть допуски для международных санитарных рейсов.

Медицинское сопровождение в пути

Персонал в машине/самолёте. Перевозка лежачего пациента практически всегда требует присутствия медицинского работника во время пути. Состав бригады подбирается с учётом состояния больного. Если пациент относительно стабилен (может дышать сам, не в критическом состоянии), достаточно фельдшерской бригады – фельдшер или медсестра, умеющие оказывать первую помощь, плюс водитель-санитар. В более сложных случаях необходима реанимационная бригада: врач(и) интенсивной терапии, анестезиолог, возможно, узкий специалист (кардиолог, нейрохирург – в зависимости от диагноза). Например, при перевозке на ИВЛ обязательно присутствие врача-реаниматолога. От заключения лечащего врача зависит, кого включат в сопровождающую бригаду. В коммерческих услугах за доплату можно выбрать расширенный состав (скажем, чтобы были два санитара для тяжёлого больного + врач).

Функции медсопровождения. Медицинский персонал отвечает за контроль состояния пациента и оказание помощи по дороге. В обязанности входит мониторинг основных показателей (пульс, давление, сатурация и т.д.), при длительных перевозках – поддержание водного баланса (капельницы), обезболивание, седация (если разрешено врачом), кормление через зонд или смена мешка катетера при необходимости. Если в пути случается ухудшение – сопровождающие должны немедленно принять меры (реанимация, кислород, лекарственная терапия). Коммерческая скорая помощь фактически может оказывать ту же помощь, что и обычная скорая: в машине имеются все средства для экстренных вмешательств. Например, у частной реанимационной бригады есть дефибриллятор для оживления при остановке сердца, препараты для купирования приступов, аппараты ИВЛ для поддержки дыхания и пр. В случае дальних маршрутов, медики также обеспечивают гигиенический уход: проверяют мочеприёмники, предотвращают пролежни сменой положения, следят за общим самочувствием.

Логистика и «от кровати до кровати». Хорошее медсопровождение включает в себя не только сам переезд, но и все этапы: спуск пациента из квартиры, перенос в машину, размещение на носилках, транспортировку, затем подъем и передачу принимающей стороне. Специализированные бригады выполняют это «под ключ»: как отмечают родственники пациентов, вам почти ничего не дают делать – всё делают сотрудники. Санитары пользуются носилками или креслом-каталкой, при необходимости – гусеничными подъемниками по лестнице. В итоге обеспечивается бережная доставка без рывков и травм. Если перевозка международная, медсопровождение часто подразумевает, что бригада сопровождает больного до самолета, летит вместе с ним (либо передает коллегам на борту), а по прилёту его встречает другой экипаж. Крупные компании организуют сопровождение по системе «bed-to-bed» (от койки до койки), включая стыковку различных транспортных средств. В ходе всего маршрута за пациентом наблюдает ответственный медик. Такой непрерывный надзор особенно важен для тяжёлых больных, которым требуются постоянные медицинские мероприятия.

Документы и разрешения для перевозки за границу

Заграничные документы. При международной транспортировке лежачего пациента нужно оформить полный пакет документов для пересечения границы. В первую очередь – действующие загранпаспорта у самого больного и у сопровождающих лиц, а также въездные визы (если страна назначения требует визы). Паспорт пациента должен быть действителен минимум несколько месяцев с даты поездки, иначе его могут не выпустить/впустить. Кроме паспортов, настоятельно рекомендуется иметь медицинскую страховку для путешествий. Полис путешественника (travel insurance) с покрытием медэвакуации не только обязателен для визы в некоторые страны, но и финансово защищает на случай осложнений. На границе Евросоюза обычно требуют страховку у въезжающих пациентов, однако в медицинских случаях пограничники относятся лояльнее. В период пандемии требовали ещё свежие ПЦР-тесты или сертификаты вакцинации; к 2025 году COVID-документы уже не столь актуальны, но актуальную информацию по карантинным правилам всё же стоит уточнить перед вылетом.

Медицинские документы. Для перевозки на лечение за рубеж обязательно подготовить полный пакет медицинской документации на пациента. В него обычно входят: выписка из истории болезни или эпикриз из больницы, амбулаторная карта (если есть наблюдения в поликлинике), результаты всех важных обследований (анализы, снимки, выписки), а также направление на лечение за границей и разрешение врача на транспортировку. Последний пункт очень важен: лечащий врач должен письменно подтвердить, что пациент транспортабелен и перелёт/переезд ему не противопоказан. Такое заключение (на англ. его называют fit-to-fly certificate) часто требуют авиакомпании и принимающие клиники. Если перевозку организует частная медслужба, у неё обычно есть свой врач, который координирует подготовку пациента и оформляет необходимые справки. Все документы (особенно выписку и направление) желательно перевести на язык страны назначения или как минимум на английский.

Разрешения и согласования. Помимо личных документов, нужны подтверждающие бумаги от принимающей стороны. Например, приглашение из клиники, где пациент будет проходить лечение, либо гарантийное письмо о приёме больного. Такое письмо клиника выдает для погранслужб, чтобы обосновать цель въезда – медицинская помощь. Если же, наоборот, больного перевозят в Россию из-за границы, может понадобиться соответствующий пропускной документ от российских властей (особенно в ковидные времена требовались специальные разрешения на санитарные рейсы). При наземной перевозке через несколько стран важно учесть транзитные требования – иногда нужно оформление медицинской транспортной декларации для пересечения границы на машине скорой помощи. Компании, которые занимаются международными перевозками, обычно сами получают все нужные разрешения для своего транспорта. Например, санитарный автомобиль должен иметь страховку Green Card, а водители – международные права. Если используется регулярный авиарейс, то медслужба заранее договаривается с авиакомпанией: требуется забронировать носилки в салоне. Авиакомпании предоставляют услугу перевозки на носилках, но под запрос не позднее чем за ~72 часа до вылета. Это связано с переоборудованием салона (снимают несколько кресел и устанавливают крепление для носилок). Поэтому спонтанно прилететь рейсовым самолетом с лежачим больным не получится – нужна подготовка. Частный санитарный самолет лишён этих проблем (там сразу есть носилки), и пересечение границ на нём проходит быстрее, однако стоит он значительно дороже.

Организационные нюансы. Перевозка лежачего пациента за границу – сложное мероприятие, требующее координации многих деталей. Помимо указанных документов, важно обеспечить сопровождение на всём пути. Обычно составляется подробный план маршрута: как довезти до аэропорта, кто встречает на месте прилёта, где госпитализация. Хорошие медкомпании берут эти хлопоты на себя – назначают врача-координатора, который взаимодействует с отправляющей больницу, с бригадой перевозчиков, с авиаперевозчиком и с принимающей клиникой. Родственникам стоит постоянно иметь при себе все оригиналы документов, а копии – в электронном виде. Финансовый вопрос: за рубежом зачастую требуют предоплату за лечение или гарантийное письмо от платежеспособной организации. Поэтому, планируя эвакуацию, убедитесь, что деньги переведены клинике или есть подтверждение от страховой/фонда. Наконец, не забудьте оформить нотариальную доверенность, если больной недееспособен и путешествует без законного представителя – за границей это может понадобиться для принятия решений за пациента.

Перевозка лежачих больных – непростая задача, но при правильном подходе она осуществима даже на большие расстояния. Главное – выбирать оптимальный вариант (государственный или частный) в зависимости от срочности и возможностей, тщательно готовиться к дороге и всегда ставить безопасность пациента на первое место. Благодаря развитию служб медперевозки сейчас доступен полный спектр услуг: от бесплатной скорой помощи в экстренном случае до специализированного авиарейса в любую точку мира.
Перевозка